Методы прямого маркетинга завоевывают всемирную популярность
Среди разнообразных способов продвижения товаров и услуг все большим спросом пользуются методы директ-маркетинга. Именно использование его различных приемов позволяет добиваться высокой эффективности проводимых рекламных кампаний.
Данные Американской Ассоциации Директ-маркетинга (The DMA 2012 StatisticalFactBook) показывают, что в 2012 году больше половины всех рекламных бюджетов ушло именно на оплату данных мероприятий. Выражаясь точнее, из 260 миллиардов долларов, затраченных на продвижение, больше 140 миллиардов было направлено на финансирование директ-маркетинговых акций. И почти половина этой суммы ушла на рекламу товаров посредством каталогов, рассылаемых по почте. Цифры подтверждают, что большинство компаний доверяют этому способу привлечения клиентов и готовы тратить на него внушительные суммы.
Схожей статистикой располагают и европейские исследователи. В 2011 году фирмы Западной Европы направили более 40% своих рекламных бюджетов на директ-маркетинговые мероприятия, а еще через год доля таких расходов превысила 50%. Немецкий союз прямого маркетинга недавно обнародовал данные, согласно которым треть крупных немецких компаний используют подобные приемы в продвижении своих товаров.
В странах Европы прямой маркетинг имеет большое значение не только для продвижения товаров, но и для обучения студентов рекламных специальностей. Практически на каждом факультете, где учатся будущие специалисты по рекламе, есть спецкурс по изучению приемов директ-маркетинга. В Европе существует и специализированный университет, специалисты которого занимаются исследованиями в данной области. Говоря о научных изысканиях в рамках данной темы, стоит отметить также и работу целого ряда других организаций и коллективов. Ассоциация Прямого Маркетинга США недавно опубликовала доклад, в котором говорится о более чем 70 000 исследовательских коллективов и организаций, в числе которых немало печатных изданий.
Исследователи единодушны: директ-маркетинг занимает на мировом рекламном рынке все более прочные позиции. Немало стран приняли собственные законодательные акты, регламентирующие правоотношения в данной сфере, давно существуют неписаные правила корпоративной этики, издаются пособия и дайджесты, посвященные новинкам отрасли.
Российский опыт
При условии общей молодости рекламного рынка и небольшого опыта даже у крупнейших компаний, специализирующихся в этой сфере, говорить о стремительном развитии отрасли директ-маркетинга еще рано. Однако и в России внимание рекламщиков все пристальнее сосредотачивается на его приемах. Например, из 4 миллиардов долларов, потраченных на рекламу в 2007 году, около 400 миллионов ушли именно на реализацию мероприятий директ-маркетинговой направленности. До активности американских или европейских коллег отечественным рекламщикам еще далеко, но стремление к развитию этой отрасли явно имеется.
В бюджетах на продвижение товаров и услуг крупных российских компаний доля расходов на прямой маркетинг растет от года к году. Многие аналитики прогнозируют, что к середине 2014 года мы догоним Европу по этому показателю.
Говоря о статистике работы рекламщиков с конкретными приемами, аналитики отмечают неизменную популярность интернет-продвижения: рассылок посредством электронной почты, форм обратной вязи, онлайн-торговли. По информации Ассоциации Коммуникационных Агентств России, почти 40% рекламных бюджетов 2011 года было направлено на интернет-продвижение, почти 20% — на телефонный маркетинг и около 25% — на печать и распространение каталогов. В целом, почтовая рассылка, хотя и сохраняет одну из лидирующих позиций, в последнее время начинает уступать интернет-продвижению, а также новшествам в сфере директ-маркетинга: sms-рассылке, софту для смартфонов и т. д.
Однако сам факт роста российского рынка прямого маркетинга ни у кого не вызывает сомнений. В стране, помимо всего прочего, появились специалисты, организации и издания, занимающиеся изучением и систематизацией опыта внедрения инструментов этого процесса. Появились специализированные фирмы, есть переводная литература на эту тему, работают образовательные центры, обучающие отечественных специалистов продвижению с его использованием.